Внештатный эксперт Е.Долгих: Sounduk «Том первый»
Евгений Долгих о дебютном альбоме нового проекта Анны Хитрик (экс-"Детидетей"): "Если бы я услышал такие песни лет 30 назад, я бы пришел… ну, не в восторг, но испытал бы изрядный душевный подъем. Здесь и тексты (большинство) поинтереснее, чем стандартное бардовско-киношно-театрально-капустное творчество, и музыка, хоть и использует слышанные-переслышанные мотивы, но сочетает их весьма прихотливо и, по крайней мере, не всегда предсказуемо".
"Если вам хочется чего-то большого и чистого – помойте слона!!!"
Вообще это не очень правильный подход – все время сравнивать разные работы одного музыканта. В конце концов, каждый человек имеет право меняться – расти, падать, поворачиваться в разные стороны. Это совершенно нормально и естественно. Вот и не буду увлекаться сравнениями – ограничусь только утверждением, что последняя работа "Рух" группы "Детидетей", это был уже альбом НЕ Ани Хитрик – и после "первого тома Сундука" очевидность этого факта отрицать никак невозможно. Поэтому на "Рух" ссылки впереди неизбежны, а вот остальное, раннее, трогать не будем.
Что хочется сказать сразу после того, как смолкли последние звуки "Первого тома"? Если бы я услышал такие песни лет 30 назад, я бы пришел… ну, не в восторг, но испытал бы изрядный душевный подъем. Здесь и тексты (большинство) поинтереснее, чем стандартное бардовско-киношно-театрально-капустное творчество, и музыка, хоть и использует слышанные-переслышанные мотивы, но сочетает их весьма прихотливо и, по крайней мере, не всегда предсказуемо. Исполнение – приличное, очень приличное… Так в чем же дело – почему итог СЕГОДНЯ так разительно отличается от итога этой музыки ПОЗАВЧЕРА?
А очень просто и поэтому печально. Все это уже вторично, третично, было, было, было… В общем, происходило за эти тридцать-сорок лет совсем неоднократно. Поклонники вольны обижаться, но это факт. Аня Хитрик – очень симпатичная девушка, приличная певица, вполне себе с чувством вкуса, но! Я слушаю этот альбом – и слышу… ведь не Хитрик слышу, а – Елену Камбурову ("Памяти твоей"), Земфиру (особенно "Красавица" – ну ей-богу, нельзя ж так откровенно подражать, хоть и очень хочется), группу "Колибри" ("Напишу"), поэтические и музыкальные ассоциации от разных старых фильмов и мультфильмов, еще слышу кусочки чьих-то спектаклей ("Пляшущий конь"), слышу очень много чего НАВЕЯННОГО чем-то – а где же в итоге сама барышня автор? А она там – во всех образах. Она, похоже, очень-очень их всех любит, и – растворяется во всех любимых мотивах без остатка. Не забывайте, она ведь еще и актриса! Ау, Хитрик – может, пора решительно позабыть о давно ЛЮБИМОЙ музыке (любимая музыка – это не любимый человек, ее иногда НАДО забыть), отбросить к черту все актерство и сделать что-то изнутри САМОЙ СЕБЯ?
Честное слово, даже не хочется оценивать этот альбом, как положено рецензенту. Потому что дать низкую оценку будет абсолютно неполиткорректно – на фоне тотального белорусского музыкального провинциализма "Том первый" звучит еще достойно. Но есть ведь и другие примеры для фона. Вот мы и вернулись к "Руху" – и вокалистка та же самая, она же и соавтор песен, да и музыкантов теперь в "Сундуке" всего двух не хватает как будто… Блин, а почему ж такая разница? Почему в итоге "Рух" и в музыке и в словах непредсказуем, интригующ, а "том первый Сундука" – просто милое псевдоретро? Ответа у меня нет – как-то не думаю, что два недостающих музыканта лично сами тогда "вытянули" на своих плечах всю интригу прошлогоднего альбома (их последний мини-проект "Или-или" сырой ужасно и довольно прямолинейный, хотя идей там действительно хватает). Мое ИМХО – просто было счастливое совпадение – такое порой происходит в рок-музыке еще с битловских времен – вместе вдруг начинают случаться шедевры, а порознь – увы.
Мда. Пора подводить итог. Все очень мило. Все очень красиво и гармонично и действительно мелодекламатично… декламатично… декларативно… демонстративно… да! Этот альбом ДЕМОНСТРАТИВНО мил и хорош! Кому это по душе, кто хочет от песен ностальгии и повторения юношеских эмоций – пожалуйста. На здоровье. Лично мне от такого просто скучно. Красота и тем более ее клонирование – не самоцель искусства, а мы здесь, в нашей культурной провинции застряли в этой красоте, влипли в нее как мухи в мед… как наши литераторы – в назойливую рифму и в неизменную духовность… Ей-богу, уже ругаться порой хочется матом то по поводу тотальной романтико-благости, то по поводу тотальной творческой убогости (последнее уже к Хитрик не относится – это к другим – пусть сами догадаются).
Значит, так. К черту политкорректность. Анна Хитрик, прошу прощения, но в "Сундуке" явно не хватает того самого… ну неужели не ясно чего?
"Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведет до конца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!"
Вот именно этого и не хватает!!!
Оценка: 6 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и ПОСЛУШАТЬ ЕГО вы можете здесь
Об авторе:
Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").