Пресса

« Назад

Мамина пластинка

Есть одна дата, не такая раскрученная, как 8 Марта, но в этот день тоже чествуют женщин. 15 лет назад 14 октября в Беларуси начали отмечать День матери. Подарки — дело приятное, но знаю точно, что мамам нашим все же важнее слова — искренние признания в любви, которые они не так часто слышат от нас. Мы объединили первое со вторым, и получилось что–то вроде пластинки — с нее поют свои песни–освящения известные в стране люди.

Виктор Руденко, лидер группы Dali:

«Моя, как я маму, Татьяну Юрьевну, всегда по–французски зову, Maman, родилась в профессорской семье, что номинально причислило ее к классу богемы — советских яппи. Несмотря на изощренность вкусов, она никогда не кичилась происхождением. Упоминала о вхожести в богемную тусовку советского Витебска разве что когда говорила мне: «Виктор, не пойму, почему ты выбрал карьеру в шоу–бизнесе? Видимо, я в молодости переобщалась с музыкантами». К слову, никто из моих родственников не имеет никакого отношения к музыке или сцене. Нас с мамой связывает немало трогательных моментов, я расскажу маленькую историю, в которой Maman повлияла на меня как на творческую личность.

Когда я учился классе в четвертом, она сделала то, что сейчас бы назвали «дизайнерской работой», — красивую бабочку со множеством деталей, сконструированную из разных материалов. Мне выпала честь помогать в размещении произведения искусства на стене — я был ассистентом и критиком. Когда мама повесила бабочку под странным, как мне показалось, углом, я спросил: «Почему ты повесила ее неправильно?» «Потому что неправильно — это красиво!» — ответила она. Сегодня, вопреки гимназии, двум вузам, переводческому и пиар–образованию, я — «свободный рок–н–ролльщик», который не любит идти по накатанной дорожке».

Анна Хитрик, актриса театра имени Янки Купалы, вокалистка группы S’unduk:

«Моя мама, Татьяна Николаевна Авилова (в девичестве Титкова), родилась в Могилеве 13 мая 1955 года. Ее папа, Титков Николай Иванович, во время войны был летчиком, а мама, Заховаева Екатерина Петровна, в войну партизанила, ее фотографию даже на листовках печатали.

Мама — младшая дочь. Как все девочки, мечтала стать певицей. Во Дворец культуры, в котором мой дедушка вел авиамодельный кружок, часто приезжали исполнители и музыкальные коллективы, и мама на халяву посещала концерты. И еще две ее радости: дома не было телевизора, и иногда они ходили к соседям смотреть фигурное катание, а когда бабушка уезжала в командировку, детей три раза в день водили в кафе «Заря».

Мама окончила музыкально–педагогическое училище, работала учителем пения, музыкальным руководителем в детском саду. В середине 70–х в Минске попала на спектакль «Адам и Ева» в кукольном театре, и к мечте стать певицей прибавилось желание быть актрисой кукольного театра, но не сложилось.

Мы жили в однокомнатной квартире впятером: мама, папа, Глеб, Саша (брат и сестра) и я. Квартира малюсенькая, но там умещались все и вся, даже качели. Помню, как мама ночью шила на швейной машине и как мы переехали в «трешку». Перед сном мама играла на фортепиано и пела «Ложкой снег мешая...» Устраивала поэтические вечера — на них я впервые Есенина услышала. Однажды она приехала к нам в пионерский лагерь (нас туда на все три смены отправляли) и привезла мне самосшитую куклу с фиолетовыми волосами и одежки для нее. А еще мне очень нравился ее почерк.

6 лет назад она встретила очень хорошего человека. Теперь они женаты, живут в Новороссийске. Дядя Витя (Виктор Панченко) — моряк. Этим летом мы первый раз были у них в гостях. Моя мама счастлива и молода».

Макс Сирый, музыкант группы RockerJoker, клипмейкер:

«Моя мама, Нина Демьяновна, родилась в Казахстане в небольшом городке, километрах в 30 от границы с Китаем, с его окраины на горизонте был виден чудесный горный хребет. Ее родители — учителя. Красивая: курносая, чернобровая, кареглазая. Институт оканчивала в Ташкенте, где познакомилась с папой. Там же появились мы с сестрой. В начале 80–х переехали в Минск. Здесь лет 25 или около того работает в какой–то крупной организации, название которой я никак не мог запомнить в детстве, а сейчас и не стараюсь. Она — инженер–проектировщик, руководитель группы. В старых советских фильмах часто показывали людей, стоящих за кульманами, по 10 — 15 человек в комнате, — это о моей маме, правда, кульманов, подозреваю, уже нет — компьютеры.

Почему–то, когда говоришь о матери, биографические данные кажутся чем–то ненужным и искусственным — ведь я о ней так не думаю. Как бы объяснить... Моя мама — очень нормальный человек. Не знает, кто такой Бэнкси, вряд ли отличит Мадонну от Бритни Спирс, не станет смотреть более получаса «Древо жизни» Малика и не будет увлеченно зачитываться Хантингтоном. Кому нужна ее биография, я не могу себе представить. Она — не публичный человек. Строит добротные здания, ходит по магазинам, готовит вкусную еду, содержит в порядке дом, любит свою семью и всем нам помогает. Но она не может быть бесценным алмазом для всех: у каждого — своя мама. И вам совсем не нужна моя. А я и не намерен делиться. Только моей удалось, будучи простым советским инженером, вылепить такого человека, как я. Вылепить, нервничать, стыдиться, краснеть, затем радоваться, гордиться, затем опять краснеть, пытаться понять, а потом вздыхать уже, а не стыдиться, раздражаться, больше не пытаться понять, а потом опять радоваться и гордиться, и так все время. И при всем том прощать, любить и помогать. И все это важно именно для меня. Поэтому мне не стыдно сказать пафосно: моя мама — самая умная, красивая и добрая женщина, и я люблю ее».

Галина Шишкова, певица:

«20 сентября маме исполнилось 60 лет, и юбилей она сама срежиссировала — написала для него программу. По своей работе она всю жизнь была связана с тем, что ей приходилось что–то организовывать, кем–то руководить. До замужества успела немножечко поиграть в театре, потом получила филологическое образование. Но так как мой папа, Евгений Александрович, был военнослужащим (в настоящее время — офицер в отставке) и мы все время переезжали из одного города в другой, маме не пришлось работать по профессии. До самой пенсии она трудилась воспитателем в детском саду.

Маму зовут Галина Михайловна, и когда родилась я, то Галей меня предложил назвать папа. Он шутил: «Крикну я — Галя! И сразу обе Гали мне газету принесут». Нас так и продолжают близкие называть — Галя–большая и Галя–маленькая. Мама никогда нас с братом Михаилом в детстве не наказывала действием и не унижала словом, когда мы хулиганили. Она так могла посмотреть, что потом целый день уши горели. Кнут (моральный) и пряник — это про нее. Мама — стержень в семье, ее шея, а папа — голова. Даже сегодня, когда мама живет в Гродно, твердую руку ее я чувствую и в Минске, и мы с ней ежедневно созваниваемся.

Постоянную заботу она проявляла и проявляет и к моему сыну Ване. Первые полгода мама не доверяла мне его купать, только покормить давала. Вообще, спешила на каждый мой зов о помощи. Выучила сына буквам, когда он был совсем–совсем маленьким, и немножко читать. И сегодня, если возникают какие–то нюансы в наших с Ваней отношениях, я звоню маме, делаю звук телефона погромче, и она отчитывает внука за совершенный проступок — тот краснеет и обещает исправиться. А месяца два в году он отдыхает у нее.

Мама по национальности украинка и воспитывала нас на украинских традициях. Хотя они с папой и были коммунистами, но многие религиозные, христианские праздники мы отмечали — Рождество, Пасху, Троицу. Мама делала кутью, пасху, пекла куличи. Новый год мы встречали почти точно так же, как его показывают в американских фильмах, — с играми, конкурсами. И еще моя мама — очень современный человек, живущий сегодняшним днем, радующийся им, находящий в нем что–то для себя интересное».

Иван Вабищевич (Дядя Ваня), музыкант, телеведущий, шоумен:

«Свою маму, Людмилу Владимировну Кулешову, я называю великим учителем с большой буквы. Именно благодаря ей я стал тем, кем стал. И не из–за того, что она постоянно наставляла меня на путь истинный, а потому, что всегда уважала мой выбор и давала возможность развиваться самому. Иногда, правда, поправляя и подсказывая. Масса историй и маленьких эпизодов всплывают в памяти. Это и пианино, на котором она еще в своем детстве училась играть, — с него началась моя профессиональная музыкальная история. И первое мое появление на сцене в возрасте шести лет. Мама по совместительству была культмассовым работником в БПИ в советские времена: как результат — я солировал с интернациональным хором студентов. Она до сих пор преподает — уже в БНТУ, куда и я по ее стопам пошел преподавать. Сценические костюмы мне шила тоже мама — как в детстве, так и в последние годы. Ее еще при СССР кто–то нарек Зайчихой: в Москве был Слава Зайцев, а Зайчиха — в Минске.

Но один эпизод особенно показательный. Только начинала восхождение на юмористический Олимп команда КВН «ЧП» — я в ней со дня основания, о нас еще никто не знал, и выступали мы во всевозможных региональных лигах. Перед самой игрой обычно приходилось дописывать сценарий и репетировать допоздна — иногда пропадали на несколько суток. Мы оканчивали школу, впереди — выпускные и вступительные экзамены, да и вообще — дети должны дома ночевать! Вместо того чтобы сказать «быстро домой», наши мамы договаривались между собой и по очереди, а то и вместе привозили на репетиционную базу еду. А после разъезжались по квартирам и ждали дня игры, чтобы прийти и поболеть за детей. Я точно знаю, что моя мама уже тогда понимала, что для меня и команды это действительно важно — заниматься тем, что нравится. Кстати, при достаточно прозаичном названии предмета «Водоотведение и очистка сточных вод» почему–то студенты практически 100–процентно посещают ее лекции. Яркий пример того, как человек умудряется действительно интересно преподавать. Я продолжаю каждый день учиться у матери жизненной мудрости. Она всегда работала с молодежью, отстаивала ее, и потому сама остается молодой. Да, мама любит рок–н–ролл! И не только в музыке... Значит, я ее сын!»

Автор: Олег КЛИМОВ

sb.by
« Назад

Soundэфир


Сделаем чудо вместе!

Рассылка

Здесь можно подписаться на рассылку «новостей из сундука»:
Ваш e-mail